В статье рассмотрено содержание краудфандинга — формы финансирования проектов, предполагающей использование финансовых ресурсов заинтересованных в результатах субъектов. Выделены особенности краудфандинга по сравнению с прочими краудтехнологиями, показаны возможности и перспективы его использования в современном обществе. Описаны подходы к организации краудфандинга на практике. Проанализирован опыт крупнейшей отечественной краудфандинговой платформы «Планета».
Автор:
Долженко Р.А.
В условиях значительной потребности в трансформации отечественной экономики, приведения ее в соответствие с требованиями инновационной парадигмы развития общества актуальными становятся возможности внедрения моделей, обеспечивающих массовое использование рассредоточенных общественных ресурсов (финансовых средств, интеллекта, информации и др.) в различных областях деятельности для решения предельно четких задач. В связи с этим представляется актуальным исследование возможностей приобщения сообщества вовлеченных индивидов к решению актуальных для заказчика проблем. В случае, когда в качестве исполнителей задач привлекаются представители интернет-сообщества, заинтересованные лица, обычно говорят об использовании краудтехнологий. Одной из подобных форм организации взаимодействия заинтересованной стороны и сетевого сообщества с целью консолидации финансовых возможностей его отдельных представителей для реализации различных проектов является краудфандинг.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ КРАУДТЕХНОЛОГИЙ И ОСОБЕННОСТИ КРАУДФАНДИНГА
Краудтехнологии по праву можно назвать технологиями XXI в. Они воплощают в себе принципы web 2.0 — концепции, согласно которой пользователи привлекаются к наполнению и многократной проверке информационного материала в проектах и сервисах [1]. Данный термин был впервые использован Тимом О’Райли в 2005 г. для описания методики наполнения Интернета контентом, которая будет доминировать в ближайшее время.
Краудтехнологии основаны на использовании множества людей для совместной деятельности, консолидации их ресурсов (финансовых средств, интеллекта, знаний и др.) на специализированной платформе для реализации конкретных задач на основании публичной оферты. Понятия данной группы являются неологизмами, которые основаны на англоязычном термине crowd (переводится как «толпа») и дополняющих его значение словах, отражающих сферу и направление применения ресурсов. Значение слова «толпа» в краудтехнологиях отличается от общепринятого, это любая группа, состоящая из условно анонимных или не знакомых друг с другом участников.
Таким образом, краудтехнологии включают самые разные направления деятельности, основанные на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех или иных задач. Например, одни из самых распространенных понятий: краудсторминг (storming — штурм), связанный с поиском в среде потребителей продукта таких предложений, которые могут улучшить его качество (пример — Dell Ideastorm); краудкастинг (casting — отбор) — действия, направленные на поиск людей и организаций, способных решить задачи, стоящие перед инновационными отделами крупных корпораций (пример — Innocentive); краудсорсинг (sourcing — передача ресурсов) — передача задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения (пример — «Сбербанк-краудсорсинг»), краудфандинг (funding — финансирование) — привлечение общественности к финансированию актуальных для ее представителей проектов (пример — Kickstarter) и т.п.
В обобщенном виде краудтехнологии можно представить как подход к решению определенных задач, формулируемых заказчиком на особой платформе, при котором в этот процесс вовлекается как можно большее количество неравнодушных людей, использующих свои собственные ресурсы для достижения цели. Первое упоминание базовой формы краудтехнологий встречается у Джеффа Хау, который указал на возможности использования «толпы» в целях получения идей, обратной связи, решений для развития корпоративных видов активности с помощью краудсорсинга [2]. Таким образом, краудсорсинг является базовой краудтехнологией. В дальнейшем, когда в качестве основного ресурса «толпы» стали использоваться финансовые средства пользователей, было определено название для рассматриваемой технологии — краудфандинг. В рамках предлагаемой работы нас интересует именно эта разновидность краудтехнологий.
В одной из самых цитируемых статей на тему краудфандинга, опубликованной группой авторов [3], было дано следующее определение: краудфандинг предполагает открытый призыв, большей частью через Интернет, для привлечения финансовых ресурсов, в том числе в форме пожертвований, в обмен на будущий продукт или некое вознаграждение для поддержки инициативы по достижению конкретной цели. Вознаграждение может быть осуществлено в денежной или неденежной форме (например признание).
Каковы отличительные особенности краудфандинга?
На первый взгляд может показаться, что краудфандинг — это обновленное название для благотворительности, однако между ними существует важное отличие, которое заключается в том, что люди, желающие поддержать идею деньгами, не дают их просто так, а получают в качестве благодарности различные бонусы (в зависимости от суммы поддержки), заранее придуманные автором. От того, насколько привлекательными будут эти бонусы, отчасти и зависит успех проекта.
Можно выделить общие моменты, характерные для применения данной технологии на практике. Прежде всего, краудфандинг последовательно реализуется, как правило, в рамках следующих этапов.
1. Привлечение заинтересованной общественности к финансированию актуальных для нее проектов. Чем большее количество участников будет привлечено к краудфандинговому проекту, тем больше средств будет получено, быстрее достигнута финансовая цель заказчика.
2. Организация и стимулирование процесса работы над проектом. Работа в рамках краудфандинга требует использования специализированных методов вовлечения участников в деятельность, особых инструментов стимулирования заказчиков и соинвесторов. Без глубоких знаний о специфике краудфандинговой деятельности крайне сложно организовать успешный проект.
3. Селекция лучших проектов силами самих участников. Чем более активно осуществляется финансирование, тем больше внимания обращают другие посетители платформы на проект.
В условиях использования краудфандинга для привлечения людей к финансированию различных проектов с использованием Интернета общим ключевым фактором для всех подобных проектов является наличие специализированной интернет-платформы. Таковой может выступать как специально созданный под проект сайт, так и многосторонняя площадка, на которой организуются разнообразные краудфандинговые проекты Концепция многосторонних рынков и платформ достаточно подробно рассмотрена в ряде научных работ [4, 5], однако ее применение по отношению к краудфандингу пока не было рассмотрено в теории и проверено на практике.
Ряд авторов понимает под многосторонней платформой организацию, создающую прибыль в первую очередь за счет обеспечения прямого взаимодействия двух или нескольких различных типов аффилированных сторон [6]. Особенностью подобных организаций является то, что пользователи платформы взаимодействуют друг с другом непосредственно, без контроля со стороны провайдера, который обеспечивает их общение на платформе. Причем для потребителей именно это взаимодействие обеспечивает получение некой ценности. Схема многосторонней платформы применительно к краудфандингу приведена на рис. 1.
Рассмотрим более подробно характеристику субъектов краудфандинговой платформы.
Платформа — совокупность программных и аппаратных средств, которые предоставляют возможность информационного и технологического взаимодействия между всеми участниками при совершении с использованием сети Интернет действий, направленных на предоставление пользователем финансовых средств организаторам в целях реализации проектов, информация о которых размещена на страницах сервиса. Как правило, платформа берет денежную комиссию за каждый платеж акционера в пользу проекта.
Сторона А (заказчик / организатор проекта) — физическое или юридическое лицо, создавшее официальное сообщество и заключившее соглашение о порядке использования краудфандингового сервиса платформы. Организатор предлагает конкретный проект, для реализации которого пользователи могут перечислять средства с учетом условий самого проекта и правил платформы. Также он должен придумать, с помощью каких акций будет стимулироваться финансирование проекта со стороны пользователей. Акции в краудфандинге, или лоты, — это бонусы, которые заказчик предлагает пользователям в качестве стимула за финансовый вклад в проект.
Сторона В (пользователь) — физическое лицо, прошедшее в установленном порядке регистрацию в системе платформы, имеющее индивидуальные логин и пароль. Не все пользователи платформы принимают непосредственное участие в краудфандинге, скорее можно говорить о том, что лишь часть из них вкладывает свои финансовые средства в заинтересовавший их проект, в этом случае они являются акционерами. Акционер («бэкер») — это пользователь, который принял участие в проекте путем предоставления денежных средств его организатору.
Таким образом, на краудфандинговой платформе происходит взаимодействие заказчиков и пользователей: заказчики с помощью представителей платформы оформляют свои проекты, делают это в наиболее привлекательной для пользователей форме, чтобы те в свою очередь профинансировали начинание ради интереса к нему, а также бонусов, которые предусмотрены за платеж того или иного размера.
Далее рассмотрим опыт одной из самых успешных отечественных краудфандинговых платформ «Планета», которой удается осуществлять качественный краудфандинг в нашей стране.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ НА ПЛОЩАДКЕ «ПЛАНЕТА»
По сути, краудфандинг как форма консолидации финансовых ресурсов населения для решения определенных задач в нашей стране существовал уже давно. Однако в том виде, о котором говорит Джефф Хау, он появился в России во второй половине 2012 г. — именно в это время были созданы краудфандинговые площадки Boomstarter и «Планета», являющиеся в настоящее время наиболее развитыми на отечественном рынке.
Сайт www.planeta.ru был открыт весной 2012 г., данная краудфандинговая платформа создавалась в течение года, к ее разработке было привлечено около 20 программистов.
Краудфандинговая платформа «Планета» предоставляет возможность любому пользователю
(в соответствии с требованиями платформы), зарегистрировавшись, ознакомиться с уже действующими проектами (запись музыкального альбома, съемка фильма, реставрация памятника, написание книги и т.п.), поддержать проект, который понравился, вызвал желание получить в будущем за его финансирование уникальный контент, и, наконец, придумать идею, сформулировать концепцию, создать с помощью экспертов платформы свой проект, чтобы в дальнейшем стимулировать пользователей на его финансирование. Для того чтобы открыть проект, пользователь должен быть старше 18 лет, у него должен быть счет в банке, его действия должны соответствовать прави- лам сервиса «Планета».
Заказчику может быть отказано в запуске про- екта, если он:
не связан с творческой или общественно- полезной деятельностью;
противоречит морально-этическим нормам общества;
- создан исключительно «для себя»;
- частично или полностью размещен на ана- логичных интернет-ресурсах и сервисах;
связан с политической или религиозной де- ятельностью;
противоречит законодательству Россий- ской Федерации;
не соответствует целям и задачам сервиса, определенным в правилах.
Особенность «Планеты» состоит в том, что она специализируется на культурных проектах. Хотя данная платформа позиционирует себя как универсальный инструмент сбора финансовых средств на самые разные проекты по указанной тематике, в первую очередь на сайте представ- лены проекты в области кино, литературы, му- зыки.
Политика ценообразования многих краудфан- динговых платформ основана на принципе «все или ничего», согласно которому лишь при 100%- ном достижении поставленной цели заказчик по- лучает собранные деньги (за вычетом обязатель- ных сборов). «Планета» использует более гибкую систему, в которой выделяется так называемый переломный момент, т.е. заказчик может получить финансирование после того, как будет собрано 50% от заявленной суммы, при этом если цель не достигнута, то комиссия платформы составляет 10%, если же сумма набрана более чем на 100%, комиссия будет меньше — 5%. Если переломный момент не достигается, то деньги возвращаются акционерам в полном размере на их личные счета на платформе. Также предусмотрен фиксирован- ный размер комиссии платежных систем, который составляет 5%. Следует отметить, что с получен- ных финансовых средств заказчик должен упла- тить НДФЛ — 13%, причем платформа берет на себя функцию налогового агента.
На «Планете» существует отдельная категория проектов, нацеленных на благотворительность. Платформа берет на себя комиссию платежной системы, но заказчик подобного проекта в любом случае должен заплатить 5% от собранной суммы для покрытия основных операционных расходов. Выплата средств осуществляется в любом случае, вне зависимости от степени достижения постав- ленной цели. Однако для того, чтобы получить данные преференции, заказчику необходимо со- блюсти ряд условий: организация должна быть некоммерческой и существовать не менее двух лет, организатор должен предоставить заверен- ные копии уставных документов, цель благотво- рительного проекта должна предполагать по- мощь другим людям, организациям и др.
Платформа добилась значительных успехов на поприще краудфандинга, количество зареги- стрированных пользователей на текущий мо- мент составляет более 500 тыс. человек. Большая часть из них хотя бы раз в месяц заходит на сайт, более 110 тыс. уникальных пользователей дела- ют это хотя бы раз в неделю. Среднее количество
посещений: в месяц — более 700 тыс., в неделю — более 155 тыс.
За время существования сайта было запущено 6670 проектов, динамику их организации по го- дам можно увидеть на рис. 2 (по состоянию на
1 мая 2016 г.).
Если судить о динамике количества пользова- телей и запущенных проектов, то можно сделать вывод, что платформа верно выбрала путь разви- тия, целевую аудиторию заказчиков и пользова- телей, способ организации их взаимодействия.
Однако не все из запущенных проектов оказы- ваются успешными, многие из них не получают даже десятой части запрашиваемого финансиро- вания, поэтому необходимо рассмотреть динами- ку успешных краудфандинговых проектов на платформе «Планета» (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что треть всех запущенных проектов на платформе были успешными. Для 2015 г. характерно снижение количества удачных
проектов, что может быть обусловлено экономи- ческой ситуацией в стране, а также тем, что неко- торые проекты были запущены заказчиками из стран СНГ. В настоящее время около 14% проек- тов инициированы пользователями из других стран, при этом «Планета» ориентирована на рус- скоязычную аудиторию, у платформы нет англоя- зычного зеркала сайта. Таким образом, минимум треть проектов получает необходимое финанси- рование, достигает поставленных целей.
Рассмотрим финансовые показатели крауд- фандинговой деятельности на платформе «Плане- та». Данные о среднем размере платежа в пользу проекта приведены на рис. 3.
В среднем по платформе каждый пользователь вложил в понравившийся ему проект 1280 руб. Однако следует отметить, что разные проекты предполагают разную стоимость акций. Напри- мер, один из самых успешных проектов на плат- форме — продолжение звукозаписи и издание
новых песен группы «Аквариум» и Бориса Гребен- щикова — собрал 7 303 803 руб., итоговая сумма превысила начальную почти в 1,5 раза, проект привлек более 4000 акционеров, которые купили 5118 акций. Стоимость этих акций варьировалась от 300 до 30 000 руб. за лот. Причем наиболее де- шевые акции приобрели чуть более 1200 акцио- неров, в то время как самые дорогие были купле- ны 52 раза. Стоимость наиболее дорогой акции
в рамках аналогичного проекта, нацеленного
на создание нового альбома группы «Алиса», со- ставляет 100 тыс. руб.